15-12-2016  Российский ритейл 2017: перспективы развития

Александр Кац, петербургский эксперт-финансист и системный аналитик, приводит основные экономические модели развития для российского рынка ритейла в ближайшем 2017 году.

В продолжение 2015–2016 годов, ознаменовавшихся падением общего показателя продаж в магазинах и значительным снижением потока посетителей, данная тенденция будет только усугубляться.

Как известно, неблагоприятная экономическая ситуация и резкое сокращение покупательской способности в последние пару лет сильно сказались на основных игроках рынка: часть из них вообще покинула Россию (это касается, прежде всего, розничного сегмента одежды и обуви); часть вынужденно, с связи с ужесточением политики банков, перешла на более скромный уровень предпринимательской деятельности или существенно сократила свой ассортимент; часть столкнулась с необходимостью поиска более бюджетного варианта среди поставщиков; часть познакомилась с таким монструозным отечественным понятием, как импортозамещение. Так или иначе, каждый субъект экономической деятельности почувствовал на себе особенности российского рынка.

Согласно данным Роскомстата, представленным в таблице ниже, в среднем, ежемесячные показатели по оборотам российского розничного рынка оказались примерно на 5–15 трлд. руб. ниже тех же периодов за 2015 год, и на 15–25 трлд.руб. — соответственно, за 2014 год.

Но, даже несмотря на объективно суровый период для российского рынка ритейла, многим компаниям удаётся не просто держаться на плаву, а показывать очень неплохие результаты. Что же движет ими и какие варианты поведения можно взять на основу в современных российских реалиях?

Главный залог процветающей деятельности и стабильного дохода сегодня, как и во все времена, — следование за потребителем и моментальное реагирование на изменение его поведения. Те, кто осознал и достойно подготовился к этому, всегда останутся на волне потребительского интереса.

В поведении розничного клиента сегодня весьма ощутимы следующие тенденции:

  • Практичность и разумность при выборе стратегических покупок.

    Все сколько-нибудь долгосрочные приобретения теперь выбираются намного тщательнее.

    Покупатель долго сравнивает модели и цены на продукцию, и готов пожертвовать своим временем и усилиями для того, чтобы выбрать более демократичный по цене вариант. Кроме того, немаловажными факторами являются удобство и комфортабельность — вещь должна быть лёгкой в уходе и долговечной.

  • Клиент внимательно следит за возможностью купить товар по сниженной цене.

    Он старается участвовать во всех бонусных и распродажных предложениях, которые ему предлагают.

  • Широкое использование интернет-технологий.

    Согласно статистическим данным РБК, исследовавшем в 2015–2016 годах рынок розничных продаж непродовольственных товаров (в первую очередь, одежды и обуви), подтвердилась информация: с каждым годом доля участия интернета в повседневной жизни растёт. Всё больше покупок совершается именно онлайн напрямую через сайты или же с помощью мобильных приложений. А смартфон служит покупателям гарантированным советчиком при окончательном выборе покупки: они используют его и для сравнения характеристик товара, и для брони, и для предоставления общих аналитических данных.

  • Активное использование авторитетных мнений.

    Сегодня, в эпоху интерактивной интеграции в общую информационную сферу, люди мобильно следят за новостями от тех, кого любят и уважают. Блоггеры стали неотъемлемой частью современности, их мнение зачастую принимается на веру, старательно копируется и немедленно претворяется в жизнь.

  • Привычка к открытому и лояльному отношению компаний по отношению к себе.

    В современном мире компании настроены на конструктивный диалог с клиентом: они открывают в социальных сетях свои представительства, приглашают своих клиентов к разговору; они прислушиваются к отзывам и пожеланиям своих покупателей и стараются моментально отреагировать на возникающие недоразумения. Безусловно, хорошо налаженная служба клиентского сервиса — наилучшее средство для формирования слоя лояльных постоянных клиентов.

Резюмируя все озвученные выше тенденции поведения современного покупателя, можно с уверенностью прогнозировать успешные шаги и хорошие перспективы для компаний, которые учтут их.

То есть будут активно привлекать в свои ресурсы интернет (в т.ч. свой собственный сайт, отраслевые торговые площадки, блоггеров) и серьёзно подходить к созданию разумной системы лояльности клиентов. И, конечно, главным плюсом здесь является чёткая выработка УТП для своей продукции, определение её конкретной ниши и неоспоримых преимуществ, а также оптимизация ценовой политики.

В заключение хочется привести известную цитату новоиспечённого американского президента Дональда Трампа: «Плохие времена часто дают прекрасные возможности». Иными словами, современные российские реалии дают замечательный потенциал роста тем, кто подходит к строительству своего ритейла с должной разумностью и вниманием. Вовремя проведённая системная аналитика своего бизнеса поможет вам сохранить его рентабельность на фоне общего падения показателей розничного рынка.

Александр Кац, журналист



ИА "Альянс Медиа"